Важные задачи, о которых нужно знать ближайшим помощникам пациентов:
• Профилактика повторного инсульта и знание признаков его наступления.
• Прием лекарственных препаратов.
• План лечения и восстановления.
• Перенос тех навыков, которым пациент научился в реабилитационном центре, в домашние условия.
• Помощь пациенту в общении с другими.
• Обнаружение и лечение осложнений после инсульта.
• Обнаружение признаков постинсультной депрессии.
• Определение физических и эмоциональных потребностей пациента.
• Управление поведением и эмоциями после инсульта (например, в случае деменции).
• Вовлечение пациента/пациентки в различные социальные активности.
• Осведомленность, кому звонить в случае любых вопросов.
Эффективная помощь пациенту – непростая, энергозатратная задача, которая может отнимать у помощников много физических и эмоциональных сил, особенно если они не получают в этом деле необходимую поддержку. Исследования ученых подтверждают, что помощники пациентов после инсульта часто страдают от депрессии (установлено, что депрессия встречается у 20-40% из них), истощения, стресса. Некоторые исследователи отмечают, что частота депрессии у помощников может быть даже выше, чем у самих пациентов.
Сложности, с которыми встречаются ближайшие помощники пациентов после инсульта:
• Социальная изоляция.
• Мало времени на семейные дела.
• Ухудшение взаимоотношений с окружающими.
• Снижение уровня энергии.
• Ухудшение физического здоровья.
AmericanHeartAssociation (AHA) http://www.heart.org отмечает, что помощники пациентов после инсульта должны пройти следующие обследования:
• Признаки депрессии.
• Состояние здоровья.
• Финансовые вопросы (есть ли у них пособия на медицинское обслуживание).
• Знание о ресурсах, необходимых для устранения разногласий с пациентами и членами их семьи.
Как ближайшим помощникам пациентов после инсульта предупредить сложные ситуации:
• Поддерживайте общение с пациентом, участниками семьи и участниками команды реабилитологов.
• Сохраняйте позитивное отношение к постоянному прогрессу пациента. Помните, что приспособление к инсульту – длительный процесс, и продвижение может быть небольшим, а поэтому – малозаметным.
• Стремитесь мыслить стратегически и смотреть в будущее, вместо того, чтобы оглядываться в прошлое или зацикливаться на том, что происходит сейчас. Научить пациента мыслить так же.
• Дайте себе время на выработку правильного ощущения того, как сделать так, чтобы для пациента все происходило «без сучка и задоринки», выработать эффективный способ общения (коммуникации). Быть помощником – это навык, который требует времени, поэтому будьте терпеливы.
• Постарайтесь регулярно выделять время на то, чтобы побыть наедине с собой или выйти из дома по своим личным делам. Постарайтесь каждую неделю брать выходной от помощи пациенту, чтобы общаться со своими друзьями или другими участниками семьи, и не быть только с пациентом. Это значительно уменьшит стресс от вашей работы.
• Вовлеките участников семьи в помощь пациенту. Они могут выполнять специфические задачи, которые Вы считаете полезными для пациента. Например, проводить время с пациентом во время его наибольшей активности; приносить ему книги, аудио-книги или диски с музыкой, которая ему/ей нравится, покупать необходимые вещи, продукты и т.п.
• Удостоверьтесь, что участники семьи могут заменить Вас, если Вам срочно нужно заняться своими делами.
• Найдите такие активности вне дома, которые нравятся и Вам, и пациенту: например, посещение кинотеатра, библиотеки, игра в карты с друзьями, поход кафе с друзьями и т.п.
• Найдите группу поддержки пациентов после инсульта и их помощников. В такой группе и Вы и пациент получите пользу, слушая рассказы о том, как другие преодолевали сходные проблемы. Там же Вы можете завести новые знакомства и найти друзей.
• Если Вы чувствуете себя расстроенным из-за вашего подопечного или видите проблемы, которые необходимо решить, сообщите об этом пациенту (если это уместно), участникам семьи или социальному работнику. Таким образом можно быстро устранить сложные ситуации.
• Ведите дневник Ваших успехов и успехов Вашего пациента.
Из Medifocus Guide «Stroke Rehabilitation» (раздел«Caregivers Considerations»).
Перевод, дополнения — Юрий Жидченко