РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА И ТРАВМ НА ДОМУ

Бесплатная выездная консультация

Главная Статьи Восстановление памяти и других утраченных функций после инсульта. Нужно ли заниматься или это бессмысленно?

Восстановление памяти и других утраченных функций после инсульта. Нужно ли заниматься или это бессмысленно?

Инсульт это всегда стресс, и не только для пациента, но и его близких. Ведь привычная жизнь, в связи с появлением больного изменилась. Не редко приходится видеть, как родственники пациентов не хотят принять сложившуюся ситуацию. Становится необходимым прилагать усилия, пересматривать свою жизнь и вкладывать много личного времени, для изменения ситуации. Считая инсульт неким подобием простуды, близкие отправляются к всевозможным шаманам, в надежде, что те проведут несколько сеансов бубнотерапии и избавят больного от нарушений. Обращаются к разного рода бабкам-травницам за «секретным» отваром или «изгнанием» болезни при помощи ритуалов и заговоров. Иногда покупают за большие деньги чудо таблетки из Поднебесной, надеясь, что они то найдут пораженный участок в головном мозге и «вырастят», как оазис в пустыне, на месте поврежденного новые клетки.

Нежелание принять ситуацию ведёт к потере драгоценного времени и усугубляет, без того нелегкое дальнейшее восстановление пациента. Не говоря о психологических травмах, как результате от разочарования в сомнительных методах лечения.

Куда обратиться сэкономив время, средства и не растратив предел иссякающих сил?

Реабилитация после ишемического инсульта головного мозга – это система мероприятий, направленных на устранение утраченных навыков пациента. Восстановление после ишемического инсульта головного мозга включает в себя обязательное применение методов медицинского, медико­психологического, медико-педагогического и медико­социального воздействия.

Различают три уровня реабилитации:

– нарушенная функция возвращается или приближается к исходному состоянию;

– компенсация, направленная на восполнение нарушений функции;

– приспособление к дефекту.

Ишемический инсульт оказывает значительное влияние на когнитивные функции. Когнитивные расстройства при сосудистом поражении головного мозга варьируются от минимальных расстройств до деменции. Когнитивная дисфункция развивается в остром периоде ишемического инсульта. На последующих этапах заболевания когнитивная дисфункция продолжает формироваться, что ухудшает качество жизни пациентов.

Реабилитацию лиц с очаговыми поражениями головного мозга осуществляет широкий круг специалистов. В частности, за нейропсихологическую реабилитацию в условиях медицинского учреждения отвечает медицинский (клинический) психолог. Большая часть работы психолога в условиях стационара заключается в консультировании, информационном просвещении и прямом инструктировании ближайшего социального окружения пациента. Направления деятельности нейропсихолога:

- Выявление среди пациентов лиц с нарушениями ВПФ.

- Установление структуры и степени нарушения высших психических функций.

- Разработка и проведение индивидуально ориентированной коррекционно-восстановительной программы по восстановлению ВПФ.

- Создание условий, максимально ориентированных на восстановление высших психических функций.

- Психологическое просвещение родственников лиц с очаговыми поражениями головного мозга по вопросам создания коррекционно-восстановительных условий по месту проживания пациента.

Основы российской нейропсихологической реабилитации были заложены Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Основная идея Л.С. Выготского заключалась в восстановлении нарушенного звена с опорой на сохранные системы путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи. Эта идея и лежит в основе всей концепции реабилитации, разработанной в российской психологической школе.

Главным и наиболее эффективным методом восстановления функций является восстановительное обучение, которое следует рассматривать не только как один из методов нейропсихологической реабилитации, но прежде всего, как наиболее эффективный способ восстановления нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и др.

Конечной целью реабилитации больных является возвращение их в нормальную, а не в упрощенную социальную среду. Эта цель может быть достигнута только путем преодоления основных дефектов.

На сегодняшний день в нейропсихологической реабилитации можно выделить две основные стратегии работы:

— восстановление;

— замещение.

Стратегия восстановления предполагает реконструкцию тех механизмов и навыков повседневной жизни, которые были присущи пациенту до болезни. Стратегия же замещения предполагает построение новых механизмов и навыков для осуществления прежних целей.

В случае более легких расстройств, как правило, имеет смысл восстанавливать пострадавший навык, а в случае более грубых нарушений - обучать больного самого использовать компенсаторные стратегии поведения, либо предоставлять ему внешние подсказки.

Нередко обе стратегии коррекционной работы могут включаться в единый комплекс восстановительной работы.

 

В настоящее время выделяют несколько направлений в практической работе восстановительного обучения, хотя обычно они применяются одновременно.

Первое направление. Восстановительное обучение строится так, чтобы нарушенное звено функциональной системы было замещено «резервным». Такое создание новых функциональных систем происходит путем внутрисистемной перестройки.

Второе направление - создание новых функциональных систем на основе включения новых звеньев, не принимавших ранее прямого участия в нарушенной функциональной системе.

Данное направление предлагает развивать обходные пути преодоления дефекта или приспособления к нему. Это путь межсистемной перестройки пострадавшей функции.

Третье направление. Перестройка, учитывающая многоуровневое системное строение высших психических функций.

Четвертое направление — лекарственная терапия.

Предполагает фармакологическое воздействие на поврежденные участки мозга. Ведущая роль здесь отводится лечащему врачу.

Пятое направление - восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности.

 

«Как же так? - спрашивают пациенты и их близкие – занимаемся, занимаемся, а улучшения не наступает?» В чем причина? Давайте разбираться.

Часто можно услышать или встретить среди «знатоков» такие рекомендации:

«Для того чтобы восстановить память, необходимо постоянно ее тренировать с помощью простых упражнений и приемов. Во многом эти упражнения могут напомнить занятия с маленькими детьми. Так, с больным можно разучивать детские стишки, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Сначала достаточно запомнить одно предложение, потом целую строфу, постепенно усложняя и увеличивая количество запоминаемого материала».

На стадии снижения концентрации внимания и памяти возможно использование подобных советов, но в случае нарушений они не работают. Время от времени, в своей деятельности, я использую подобный прием. Но моя цель имеет диагностический характер, либо способ показать пациенту с нарушением критики имеющийся дефект.

Научный подход, в процессе коррекционной работы по восстановлению памяти, включает такие приемы как:

- Создание у пациента объективного представления о сильных и слабых сторонах его памяти.

- Дозированные подсказки. Больной, потерявший возможность вспоминать происходящие с ним события прежним способом, тем, которым он пользовался до болезни, не может самостоятельно сформировать новые стратегии запоминания и воспроизведения информации. На самом деле информация в том или ином виде остается в памяти больного, но для ее извлечения требуется новый алгоритм. Такой алгоритм формируется нейропсихологом.

- Степень уверенности и ощущение ошибки. Больной с грубыми нарушениями памяти при вспоминании будет допускать много ошибок. Для этих больных новый алгоритм сопровождается культивированием чувства уверенности даже при смутных воспоминаниях.

- Подсказки в разных модальностях.

- Эталон правильного воспроизведения.

- Логические цепочки.

На занятиях никогда не используется простое механическое запоминание, многократное повторение, зубрежка. Тренировка памяти не аналогична тренировке мышцы. Задания на заучивание наизусть стихов, прозы, цифр могут иметь смысл лишь в условиях, когда больному демонстрируется эффективный путь решения когнитивной задачи.

В статье я взял за основу нарушения памяти. На сегодняшний день существует разнообразный арсенал научно обоснованных и эффективных способов восстановления речи, управляющих функций, ориентировки в месте, игнорирования зрительного пространства и т.п. Результат обучения зависит от множества факторов, в том числе и от степени имеющихся у пациента когнитивных нарушений. В сложных случаях процесс реабилитации может занимать не один год.

Как вы думаете: «У того же ребенка на формирование какой-либо функции уходят месяцы и годы, то стоит ли ожидать быстрого результата после её утраты от инсульта?» Кто-то спросит: «Вот у соседа всё само быстро восстановилось, почему так?» В некоторых случаях, действительно, возможно возвращение функции к прежнему уровню. Откат происходит на раннем этапе заболевания. Во всех остальных случаях для эффективного восстановления требуется обучение с использованием методов нейропсихологической коррекции.

 

 

 

Цыганков Роман Валерьевич (нейропсихолог)

 

 

Политика конфиденциальности
Рейтинг@Mail.ru